Апостола и евангелиста Марка

Житие святого апостола Марка и в чем помогает икона, где находятся мощи и текст молитвы

Апостолы-евангелисты занимают особое место в иерархии христианского учения. Об апостоле Марке говорят как о талантливейшем евангелисте, основавшем Александрийскую церковь. Марк – один из четырех евангелистов, которых относят к группе апостолов от семидесяти, следовавших за Иисусом Христом в качестве избранных учеников. Евангелие от Марка является симбиозом описаний Луки и Матфея, оно было предназначено для христиан, перешедших в веру из язычества.

Краткая биография

Многие исследователи церковных книг считают, что Евангелие от Марка – это художественный и талантливый пересказ кратких описаний апостола Петра. Марка причисляют к числу его последователей и верных учеников. Деятельность Марка – это традиционно просветительская деятельность. Она была связана с опасностью языческих традиций, отсутствием моральных устоев у населения, преклоняющегося богам, проповедовавшим разврат и насилие.

Марк взял на себя не только миссию по пропаганде учения Христа, но и оценил масштабы просветительской деятельности с практической стороны. Именно он стоял у истоков планирования и постройки церквей Александрии, он следил за тем, как они функционировали, как справлялись со своими задачами.

Происхождение

Семья Марка была верующей. Мать Мария активно поддерживала христианскую религию. В доме часто собирались сторонники Христа. Родиной апостола был один из величайших символов античности, город Кирена. Затем семья переехала в Иерусалим.

Многие исследователи считают, что именно там Марк родился, но сторонники версии о Кирене возражают и объясняют это родством с Варнавой. По многочисленным данным, Марк приходился племянником апостолу Варнаве. Дядя уже тогда входил в число апостолов от семидесяти, был одним из основателей Киренской церкви.

Иерусалим стал городом, откуда Марк начал свои паломничества, именно там он получил основные знания об учении Христа, познакомился с его жизнью, многое видел своими глазами.

Марк постепенно стал одним из самых любимых учеников апостола Петра. С ним он попал в Иерусалим, с ним побывал в Риме. Вера и принципы двигали им, когда он с воодушевлением читал проповеди для языческого населения, постепенно обращая в свою веру все больше и больше людей.

По некоторым церковным книгам, исследователи делают вывод, что именно Марк был тем юношей, который следовал за Христом по Гефсиманскому саду, когда наступила ночь предания Иисуса Иудой. Евангелие от Марка упоминает этого юношу, но прямого признания на страницах книги не сделано. После казни Христа апостол Петр явился в дом Марии с Марком. Они сообщали весть, стоя рядом друг с другом. На протяжении жизненного пути Марк опирался на крепкое плечо своих учителей – Петра, Павла, Варнавы.

Создание Александрийской церкви совпало с написанием Евангелия. Он собирал знания и наблюдения, делая их единой законченной книгой. Евангелие от Марка стало второй книгой Нового Завета. Это каноническое описание жизни и проповедований Христа. Особое внимание Марк уделяет событиям, которые обнаруживают чудесную природу деяний Иисуса, его делам на земле, при жизни. Книга предназначена для простых людей, написана с использованием разговорных выражений, понятных и доступных слов.

Исследователи отмечают, что Евангелие от Марка является самым коротким из четырех Евангелий. Но собранные сведения так талантливо систематизированы, что сведений из этой книги можно почерпнуть достаточно много. Книга начинается проповедью Иоанна Крестителя, продолжается последовательным описанием всех событий, связанных с земной жизнью Христа. Помимо церкви, апостол создал первое церковное училище, откуда вышли истинные последователи веры. Там читали лекции, знакомили с основами богослужений, объясняли суть деятельности церковнослужителей.

Апостол Марк трудился на благо Александрийской церкви несколько лет. После постройки он следил за деятельностью сторонников, составлял тексты литургии, помогал организовывать богослужения. Из Александрии он часто уезжал с проповедями в Африку, Ливию. Постепенно за ним закрепился статус епископа Александрийской церкви.

Деятельность Марка была сосредоточена на территории Африки. Просветительская работа, включавшая поездки с чтением проповедей, занимала много времени. Очередная поездка была прервана из-за того, что на территории Александрии участились случаи проявления языческих настроений. Епископ вернулся из поездки и приступил к основной работе.

Празднование святой Пасхи совпало с празднованием языческого праздника Сераписа. Тем вечером Марк совершал торжественное богослужение в соответствии с установленными правилами. Язычники, разъяренные тем, что под сводами церкви собралось много прихожан, ворвались на богослужение, схватили епископа. Они связали его, привязали к седлу коня, таскали по улицам, предместьям города, а затем измученного бросили в темницу.

По некоторым летописям, ночью к апостолу Марку явился ангел, а затем пришел сам Господь, который помог пережить физические страдания и наполнил душу истерзанного ученика покоем и благодатью. Марк продолжал говорить о вере до тех пор, пока его не покинуло сознание.

На следующий день язычники снова издевались над мучеником. Вечером был разведен костер, на котором хотели сжечь епископа заживо. Внезапно начался сильный дождь с грозой, молнией. Язычники отступили. Тело осталось на площади. К этому моменту апостол был мертв, поэтому прихожане церкви смогли достойно похоронить Марка по христианским традициям.

Значение святого в православии

Евангелист Марк стал не просто апостолом от семидесяти. Он стал одним из мучеников, которые отдали свою жизнь ради христианского учения. Трагическая смерть стала символом истинной веры, самопожертвования, сильной воли.

Над мощами апостола Марка в 310 году была выстроена церковь. После того, как спустя несколько столетий Египет стал местом для оседания мусульман-арабов, мощи были перевезены в Венецию для сохранения и дальнейшего почитания. Сарацины приступили к разрушению церкви через час после того, как рака с мощами покинула ее.

Венецианский собор, куда были перевезены останки, является одним из классических примеров византийского архитектурного стиля. Под сводами была выстроена базилика для святого апостола Марка, где покоятся останки. Апостол стал покровителем Венеции, его почитают как защитника, хранителя. Символом Венеции является небесный символ апостола – крылатый лев. Дни памяти, установленные Русской Православной Церковью:

Иконография

Марка часто изображают на сводах церквей, на различных фресках как одного из самых известных семидесяти апостолов, ученика Петра и Павла. Иконы с его изображением традиционно разделяют по нескольким группам:

  1. Старец или мужчина среднего возраста сидит за столом, на руках он держит раскрытую книгу. Допустимо использование нимба над головой апостола. Эти изображения символизируют просветительскую деятельность, а также указывают на то, что он стал одним из авторов четырех Евангелий.
  2. Старец или мужчина идет по дороге, за спиной у него нарисован крылатый лев. Лев с крыльями – это символ сверх могущества, один из традиционных знаков, свидетельствующих о существовании царства Спасителя.

Одной из самых известных икон с изображением святого апостола остается икона, написанная в XIV веке на территории Греции. Здесь Марк изображен с книгой и пером в руках. На нем простые одежды странника, над головой едва угадывается нимб. Это изображение стало основой для создания разнообразных списков, а также фресок или мозаичных выкладок.

О чем просят перед образом

Православная традиция считает апостола Марка покровителем семьи. К нему обращаются, когда необходимо укрепить брачные узы, защитить семью от неудач и бедствий. Перед образом принято просить об укреплении веры, о защите от плохих мыслей, от сглаза. Молитвы обращают утром или вечером, совершают различные церковные обряды.

Акафист апостолу Марку – это текст, из которого любой верующий человек может узнать о преданности, истинном служении Богу, самопожертвовании.

Слова молитвы апостолу могут быть самостоятельно дополнены собственным именем или именем близкого человека, за которого просят.

Текст молитвы

О, преславный апостоле Марко, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся.

О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, благодарение и поклонение, во веки веков. Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца, Сына, Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне, присно, во веки веков. Аминь.

Апостол от 70-ти Марк Евангелист , Александрийский, епископ

Дни памяти

17 января – Собор 70-ти апостолов

Краткое житие апостола и евангелиста Марка

Ро­дил­ся в Иеру­са­ли­ме, пле­мян­ник апо­сто­ла Вар­на­вы. В ночь крест­ных стра­да­ний Хри­ста он сле­до­вал за Ним (Мр.14:51-52). Уче­ник апо­сто­ла Пет­ра. Ос­но­вал Цер­ковь в Егип­те, был пер­вым епи­ско­пом в Алек­сан­дрии. Здесь по­ло­жил на­ча­ло хри­сти­ан­ско­му учи­ли­щу. С про­по­ве­дью Еван­ге­лия пу­те­ше­ство­вал в Ли­вии, Нек­то­по­ле, по­се­тил внут­рен­ние об­ла­сти Аф­ри­ки. По­се­тил апо­сто­ла Пав­ла в Ри­ме, где он на­хо­дил­ся в узах. По пре­да­нию, здесь апо­стол Марк на­пи­сал Еван­ге­лие для уве­ро­вав­ших языч­ни­ков.

Древ­ние цер­ков­ные пи­са­те­ли сви­де­тель­ству­ют, что Еван­ге­лие от Мар­ка яв­ля­ет­ся крат­кой за­пи­сью про­по­ве­ди и рас­ска­зов апо­сто­ла Пет­ра. Вер­нув­шись в Алек­сан­дрию, апо­стол укреп­лял ве­ру­ю­щих, про­ти­во­дей­ствуя языч­ни­кам, что воз­бу­ди­ло их нена­висть. Свя­той Марк, пред­ви­дя свой ко­нец, по­спе­шил оста­вить по­сле се­бя пре­ем­ни­ков – епи­ско­па Ана­нию и трех пре­сви­те­ров. Вско­ре языч­ни­ки на­па­ли на апо­сто­ла во вре­мя бо­го­слу­же­ния, из­би­ли его, про­во­лок­ли по ули­цам го­ро­да и бро­си­ли в тем­ни­цу. Но­чью ему явил­ся Спа­си­тель и во­оду­ше­вил его.

На­ут­ро тол­па языч­ни­ков сно­ва вар­вар­ски по­влек­ла апо­сто­ла Мар­ка в су­ди­ли­ще, но по до­ро­ге св. Еван­ге­лист скон­чал­ся со сло­ва­ми: В ру­ки Твои, Гос­по­ди, пре­даю дух мой.

Полное житие апостола и евангелиста Марка

Свя­той апо­стол и Еван­ге­лист Марк, на­зы­ва­е­мый так­же Иоанн-Марк (Деян.12:12), апо­стол от 70-ти, пле­мян­ник апо­сто­ла Вар­на­вы (па­мять 11 июня), ро­дил­ся в Иеру­са­ли­ме. Дом его ма­те­ри Ма­рии при­мы­кал к Геф­си­ман­ско­му са­ду. Как го­во­рит цер­ков­ное пре­да­ние, в ночь Крест­ных стра­да­ний Хри­ста он сле­до­вал за Ним, за­вер­нув­шись в плащ, и убе­жал от схва­тив­ших его во­и­нов (Мк.14:51-52). По­сле Воз­не­се­ния Гос­под­ня дом ма­те­ри свя­то­го Мар­ка стал ме­стом мо­лит­вен­ных со­бра­ний хри­сти­ан и при­ста­ни­щем для неко­то­рых из апо­сто­лов (Деян.12:12).

Свя­той Марк был бли­жай­шим спо­движ­ни­ком апо­сто­лов Пет­ра, Пав­ла (об­щая па­мять 29 июня) и Вар­на­вы. Вме­сте с апо­сто­ла­ми Пав­лом и Вар­на­вой свя­той Марк был в Селев­кии, от­ту­да от­пра­вил­ся на ост­ров Кипр и про­шел его весь с во­сто­ка на за­пад. В го­ро­де Па­фе свя­той Марк был сви­де­те­лем то­го, как апо­стол Па­вел по­ра­зил сле­по­той волх­ва Ели­ма (Деян.13,6-12).

По­сле тру­дов с апо­сто­лом Пав­лом свя­той Марк вер­нул­ся в Иеру­са­лим, а за­тем вме­сте с апо­сто­лом Пет­ром по­бы­вал в Ри­ме, от­ку­да по его по­ве­ле­нию от­пра­вил­ся в Еги­пет, где ос­но­вал Цер­ковь.

Во вре­мя вто­ро­го бла­го­вест­ни­че­ско­го пу­те­ше­ствия апо­сто­ла Пав­ла свя­той Марк встре­тил­ся с ним в Ан­тио­хии. От­ту­да он от­пра­вил­ся на про­по­ведь с апо­сто­лом Вар­на­вой на Кипр, а за­тем опять ушел в Еги­пет, где вме­сте с апо­сто­лом Пет­ром ос­но­вал мно­го Церк­вей, в том чис­ле в Ва­ви­лоне. Из это­го го­ро­да апо­стол Петр на­пра­вил по­сла­ние ма­ло­азий­ским хри­сти­а­нам, в ко­то­ром с лю­бо­вью от­зы­вал­ся о свя­том Мар­ке, сво­ем ду­хов­ном сыне (1Пет.5,13).

Ко­гда апо­стол Па­вел на­хо­дил­ся в узах в Ри­ме, апо­стол Марк был в Ефе­се, где ка­фед­ру за­ни­мал свя­ти­тель Ти­мо­фей (па­мять 4 ян­ва­ря). Вме­сте с ним апо­стол Марк при­был в Рим. Там он и на­пи­сал свя­тое Еван­ге­лие (ок. 62–63).

Из Ри­ма свя­той Марк сно­ва уда­лил­ся в Еги­пет и в Алек­сан­дрии по­ло­жил на­ча­ло хри­сти­ан­ско­му учи­ли­щу, из ко­то­ро­го впо­след­ствии вы­шли та­кие зна­ме­ни­тые от­цы и учи­те­ли Церк­ви, как Кли­мент Алек­сан­дрий­ский, свя­ти­тель Ди­о­ни­сий (5 ок­тяб­ря), свя­ти­тель Гри­го­рий Чу­до­тво­рец (па­мять 5 но­яб­ря) и дру­гие. Рев­нуя о устро­е­нии цер­ков­но­го бо­го­слу­же­ния, свя­той апо­стол Марк со­ста­вил чин ли­тур­гии для алек­сан­дрий­ских хри­сти­ан.

За­тем свя­той Марк с про­по­ве­дью Еван­ге­лия по­се­тил внут­рен­ние об­ла­сти Аф­ри­ки, был в Ли­вии, Нек­то­по­ле.

Во вре­мя этих пу­те­ше­ствий свя­той Марк по­лу­чил по­ве­ле­ние от Ду­ха Свя­то­го вновь ид­ти в Алек­сан­дрию для про­по­ве­ди и про­ти­во­дей­ствия языч­ни­кам. Там он по­се­лил­ся в до­ме са­пож­ни­ка Ана­нии, ко­то­ро­му ис­це­лил боль­ную ру­ку. Са­пож­ник с ра­до­стью при­нял свя­то­го апо­сто­ла, с ве­рой вни­мал его по­вест­во­ва­ни­ям о Хри­сте и при­нял Кре­ще­ние. Вслед за Ана­ни­ей кре­сти­лись мно­гие жи­те­ли той ча­сти го­ро­да, где он жил. Это воз­бу­ди­ло нена­висть языч­ни­ков, и они со­би­ра­лись убить свя­то­го Мар­ка. Узнав об этом, свя­той апо­стол по­ста­вил Ана­нию епи­ско­пом, а трех хри­сти­ан: Мал­ка, Са­ви­на и Кер­ди­на – пре­сви­те­ра­ми.

Языч­ни­ки на­па­ли на свя­то­го Мар­ка, ко­гда апо­стол со­вер­шал бо­го­слу­же­ние. Его из­би­ли, во­лок­ли по ули­цам го­ро­да и бро­си­ли в тем­ни­цу. Там свя­той Марк удо­сто­ил­ся ви­де­ния Гос­по­да Иису­са Хри­ста, Ко­то­рый укре­пил его пе­ред стра­да­ни­я­ми. На сле­ду­ю­щий день разъ­ярен­ная тол­па сно­ва по­влек­ла свя­то­го апо­сто­ла по ули­цам го­ро­да на су­ди­ли­ще, но по до­ро­ге свя­той Марк скон­чал­ся со сло­ва­ми: «В ру­ки Твои, Гос­по­ди, пре­даю дух мой».

Языч­ни­ки хо­те­ли сжечь те­ло свя­то­го апо­сто­ла. Но ко­гда раз­ве­ли ко­стер, все по­мерк­ло, раз­дал­ся гром и про­изо­шло зем­ле­тря­се­ние. Языч­ни­ки в стра­хе раз­бе­жа­лись, а хри­сти­ане взя­ли те­ло свя­то­го апо­сто­ла и по­греб­ли его в ка­мен­ной гроб­ни­це. Это бы­ло 4 ап­ре­ля 63 го­да. Па­мять его Цер­ковь празд­ну­ет 25 ап­ре­ля.

В 310 го­ду над мо­ща­ми свя­то­го апо­сто­ла Мар­ка бы­ла по­стро­е­на цер­ковь. В 820 го­ду, ко­гда в Егип­те уста­но­ви­лась власть ара­бов-ма­го­ме­тан и Хри­сти­ан­скую Цер­ковь тес­ни­ли ино­вер­ные, мо­щи свя­то­го пе­ре­нес­ли в Ве­не­цию и по­ста­ви­ли в хра­ме его име­ни.

В древ­ней ико­но­гра­фи­че­ской тра­ди­ции, усво­ив­шей свя­тым еван­ге­ли­стам сим­во­лы, за­им­ство­ван­ные из ви­де­ния свя­то­го Иоан­на Бо­го­сло­ва (Откр.4,7), свя­той еван­ге­лист Марк изо­бра­жа­ет­ся со львом – в озна­ме­но­ва­ние мо­гу­ще­ства и цар­ствен­но­го до­сто­ин­ства Хри­ста (Откр.5,5). Свя­той Марк пи­сал свое Еван­ге­лие для хри­сти­ан из языч­ни­ков, по­это­му он оста­нав­ли­ва­ет­ся пре­иму­ще­ствен­но на ре­чах и де­лах Спа­си­те­ля, в ко­то­рых осо­бен­но про­яв­ля­ет­ся Его Бо­же­ствен­ное все­мо­гу­ще­ство. Мно­гие осо­бен­но­сти его по­вест­во­ва­ния мож­но объ­яс­нить бли­зо­стью его к апо­сто­лу Пет­ру. Все древ­ние пи­са­те­ли сви­де­тель­ству­ют, что Еван­ге­лие от Мар­ка яв­ля­ет­ся крат­кой за­пи­сью про­по­ве­ди и рас­ска­зов пер­во­вер­хов­но­го апо­сто­ла. Од­ной из цен­траль­ных бо­го­слов­ских тем в Еван­ге­лии свя­то­го Мар­ка яв­ля­ет­ся те­ма си­лы Бо­жи­ей, со­вер­ша­ю­щей­ся в немо­щи че­ло­ве­че­ской, ибо Гос­подь де­ла­ет воз­мож­ным то, что у лю­дей невоз­мож­но. При дей­ствии Хри­ста (Мк.16,20) и Ду­ха Свя­то­го (Мк.13,11) уче­ни­ки его идут по все­му ми­ру и про­по­ве­ду­ют Еван­ге­лие всей тва­ри (Мк.13,10, 16,15).

Марк Евангелист, Александрийский — история святого имени

Краткое житие апостола и евангелиста Марка

Родился в Иерусалиме, племянник апостола Варнавы. В ночь крестных страданий Христа он следовал за Ним (Мр.14:51-52). Ученик апостола Петра. Основал Церковь в Египте, был первым епископом в Александрии. Здесь положил начало христианскому училищу. С проповедью Евангелия путешествовал в Ливии, Нектополе, посетил внутренние области Африки. Посетил апостола Павла в Риме, где он находился в узах. По преданию, здесь апостол Марк написал Евангелие для уверовавших язычников.

Древние церковные писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов апостола Петра. Вернувшись в Александрию, апостол укреплял верующих, противодействуя язычникам, что возбудило их ненависть. Святой Марк, предвидя свой конец, поспешил оставить после себя преемников – епископа Ананию и трех пресвитеров. Вскоре язычники напали на апостола во время богослужения, избили его, проволокли по улицам города и бросили в темницу. Ночью ему явился Спаситель и воодушевил его.

Наутро толпа язычников снова варварски повлекла апостола Марка в судилище, но по дороге св. Евангелист скончался со словами: В руки Твои, Господи, предаю дух мой.

Полное житие апостола и евангелиста Марка

Святой апостол и Евангелист Марк, называемый также Иоанн-Марк (Деян.12:12), апостол от 70-ти, племянник апостола Варнавы (память 11 июня), родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк.14:51-52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян.12:12).

Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла (общая память 29 июня) и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян.13,6-12).

После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.

Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, своем духовном сыне (1Пет.5,13).

Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал святитель Тимофей (память 4 января). Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие (ок. 62–63).

Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как , святитель (5 октября), святитель (память 5 ноября) и другие. Ревнуя о устроении церковного богослужения, святой апостол Марк составил чин литургии для александрийских христиан.

Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе.

Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там он поселился в доме сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял Крещение. Вслед за Ананией крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собирались убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Ананию епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина – пресвитерами.

Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».

Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и погребли его в каменной гробнице. Это было 4 апреля 63 года. Память его Церковь празднует 25 апреля.

В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь. В 820 году, когда в Египте установилась власть арабов-магометан и Христианскую Церковь теснили иноверные, мощи святого перенесли в Венецию и поставили в храме его имени.

В древней иконографической традиции, усвоившей святым евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (Откр.4,7), святой евангелист Марк изображается со львом – в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (Откр.5,5). Святой Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество. Многие особенности его повествования можно объяснить близостью его к апостолу Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Одной из центральных богословских тем в Евангелии святого Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно. При действии Христа (Мк.16,20) и Духа Святого (Мк.13,11) ученики его идут по всему миру и проповедуют Евангелие всей твари (Мк.13,10, 16,15).

См. также: «» в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Оцените статью
На новый год
Добавить комментарий