Ап. Иакова Зеведеева, брата Иоанна Богослова

Ученики: апостол Иаков Заведеев

Берег Галилейского озера во времена Христа. Только что призваны первые апостолы — Андрей и Петр. И вот Спаситель увидел других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним (Мф 4 :21—22).

Два брата: Иоанн (Богослов) и Иаков. Иоанн — юноша, Иаков — человек зрелый и состоявшийся. Бросая свои сети, они следуют за Иисусом и навсегда становятся Его учениками, самыми близкими — двумя из Двенадцати.

Иисус назвал братьев Воанергес, что в переводе с арамейского значит Сыны грома. Вероятно, такое прозвище они получили из-за своего порывистого характера.

Было в них что-то, что позволило Христу выделить их среди других апостолов. Только этих братьев, да еще Петра, Христос делает участниками самых таинственных моментов Своего служения.

И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова (Мк 5 :22) — это в рассказе о воскрешении девочки, дочери Иаира. Только этих апостолов Он делает свидетелями чуда Преображения. Их Спаситель позвал с Собой разделить молитву в Гефсиманском саду.

Преображение. Джованни Беллини, 1480-1485

Богословы много думали над тем, почему именно их? Петр, положим, — первенствующий из апостолов. Но почему — Иоанн и Иаков? По пламенности их натуры и потому, что им надлежало особым образом послужить делу проповеди христианства? Очень возможно. Во всяком случае, Иоанн и Иаков были незаурядными и решительными людьми и в своем апостольском рвении опережали других.

Однажды Христа не пустили в одно селение. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение (Лк 9 :54—56). Братья не могут понять: как это можно не пустить Христа?

После Воскресения Христова они проповедуют в Иерусалиме и в Палестине. По прямому указанию Спасителя, Иоанн берет к себе в дом Божию Матерь и заботится о Ней. Имя Иакова как неутомимого миссионера и свидетеля о Христе гремит по всей Иудее. Поэтому в 44 году, желая прекратить проповедь о Воскресшем и уничтожить семена христианства, царь Ирод приказывает убить именно Иакова. В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом (Деян 12 :1—2). Первый апостол — мученик Церкви, чья пролитая кровь становится свидетельством вражды зла против Церкви и Истины. Но, как спустя полтора столетия скажет Тертуллиан, кровь мучеников — семя христианства. Вера, которая больше и прекрасней, чем жажда земной жизни, все больше и больше распространялась по земле.

В продолжение темы номера «12 апостолов» читайте:

Братья Иаков и Иоанн Зеведеевы

Не знаете, чего просите (Мф. 20:22), – ответил Господь братьям Зеведеевым на просьбу посадить их по правую и левую Свою руку в будущем Его царстве. Как будто бы братья получили отказ, тем не менее их просьба была исполнена, и оба они своими жизнями обозначили время апостольского служения. Иаков стал первым из двенадцати, казненным за благовестие Христово, а Иоанн, прожив более ста лет, единственный среди них, умер своей смертью последним.

Иаков был сыном галилейского рыбака Зеведея и Саломии, дочери Иосифа Обручника. Вместе с младшим братом, будущим евангелистом Иоанном Богословом, Иаков помогал отцу в его рыбном промысле на Генисаретском озере.

Однажды, когда Иисус Христос проходил берегом озера, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, так же в лодке починивающих сети, и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним (Мк. 1:19–20).

С этого времени они уже не отлучались от Господа, и оба были избраны в число 12. За порывистый и решительный характер Иисус называл братьев Воанергес, что в переводе с арамейского означало сыны громовы (Мк. 3:17). В церковной литературе Иакова Зеведеева часто называют Иаковом Старшим, чтобы отличить от апостола Иакова Алфеева и Иакова, брата Господня, или Иакова Младшего.

Апостол Иаков Зеведеев, Византия, XIII в.

Вместе с апостолом Петром братья были самыми приближенными учениками Господа. Они стали свидетелями воскрешения дочери Иаира. Только их Иисус сделал свидетелями Своего Преображения, когда на горе Фавор явился перед ними в белых одеждах. Они же сопровождали Господа в Гефсиманском саду тревожной ночью перед взятием Его под стражу.

Мученическая гибель

В день Пятидесятницы Иаков вместе с другими учениками был исполнен Святого Духа, участвовал в устроении первых христианских общин. Почти все апостолы оставались какое-то время в Иерусалиме, набираясь сил и мудрости. Но Иаков по характеру своему ждать не мог. Он отправился с проповедью Евангелия на край земли в Испанию, а потом вернулся в Иерусалим. Смело и открыто проповедовал он среди иудеев, что Иисус Христос – истинный Мессия, Спаситель мира. Он побеждал в спорах опытных книжников и фарисеев, никто не мог противостоять напору и красноречию ученика Христова.

Церковь апостола Иакова Зеведеева в Москве в Яковоапостольском переулке

Видя силу чудес и учения апостола Иакова и полный провал своих замыслов, иудеи сумели убедить царя Ирода Агриппу I, владевшего тогда всей Иудеей, начать гонение на христианскую Церковь. В Деяниях апостольских сказано: В то время царь Ирод поднял руки на некоторых принадлежащих Церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом (Деян. 12:1–2). Это произошло в Иерусалиме в 44 г. Иаков Зеведеев – единственный апостол, чья смерть описана на страницах Нового Завета.

Обретение мощей и начало почитания

Согласно преданию, после мученической кончины апостола Иакова верные положили останки его в суденышко и пустили по волнам Средиземного моря. Долго ли, коротко ли плыла лодочка, но наконец приплыла в Испанию, где Иаков проповедовал ранее, в устье реки Улья.

В 813 г. живший в этой местности монах-отшельник Пелайо, следуя за появившейся путеводной звездой, обнаружил ковчег с мощами апостола.

В конце столетия, в 896–899 гг., на месте находки была построена небольшая церковь. Возникшее возле нее поселение назвали Компостела (по-латински – Campus Stellae, место, обозначенное звездой).

Раковина на ограждении гробницы с мощами апостола Иакова

С этого времени начинается и укрепляется всеевропейское почитание апостола Иакова. Святой Иаков, чудесно помогавший испанским солдатам во время битв с маврами, стал признанным покровителем Испании. Как апостола, предпринявшего во время своего служения далекое путешествие из Святой Земли в Испанию, его стали считать также покровителем паломников.

Дорога святого Иакова

На западную окраину Испании искатели истины и приключений ходили еще в давние дохристианские времена. Земля считалась плоской, а здесь, на краю земли, каждый вечер исчезало солнце. Куда? Почему? Как?

С обретением мощей апостола Иакова, возведением собора и возникновением города Сантьяго-де-Компостела паломничество на северо-запад Испании обрело новый духовный смысл и стало вторым по значимости, после паломничества на Святую землю.

Церковь святого Иакова в Иерусалиме, круг перед иконой обозначает место, куда упала голова апостола во время казни

В средние века количество паломников, перемещавшихся по дорогам в Компостелу, было необозримым. Но со временем эпидемия черной чумы, резко сократившая население Европы, а затем Реформация и политическая нестабильность в XVI в. привели к заметному спаду популярности паломнической дороги.

В начале 1980-х количество паломников можно было пересчитать по пальцам, но с той поры интерес к непростому походу заметно возрастает. Так, в 1978 г. паломников было всего 13 человек, а в 2009-м – более 145 тыс.

Компостела привлекала богомольцев со всех краев Европы. По Пути святого Иакова шли верующие из Франции, Германии, Португалии, Англии, Ирландии, Польши и других стран. С 1999 г. здесь замечены паломники из России и Украины.

Паломничство в Сантьяго совершили в разное время английский король Эдуард I, известный католический святой Франциск Ассизский, фламандский живописец Ян ван Эйк, папа Иоанн Павел II, бразильский писатель Пауло Коэльо и многие другие.

Иоанн Богослов, икона начала XVI в.

Чтобы получить свидетельство об одолении Пути святого Иакова, паломник должен пройти 100 км или проехать на велосипеде 200 км. По прибытии в город паломник предъявляет в соборе специальный документ с отметками, сделанными в находящихся на пути пунктах, после чего получает написанный на латыни Сертификат Компостелы. Когда день поминовения апостола Иакова, 25 июля, выпадает на воскресенье, то в Испании объявляется Год святого Иакова, соответственно, церковные празднества в таком году особенно торжественны. Ближайшее такое событие случится в 2021 г. Путь святого Иакова входит в число памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

Влияние Пути святого Иакова

Монастыри, стоявшие вдоль паломнической дороги, процветали. Но большие толпы требовали переустройства как сложившихся архитектурных типов церковных зданий, так и бытового уклада, например, жилых помещений, складов пищи и хранилищ для разного рода предметов. На Пути святого Иакова начинает складываться так называемый тип паломнической церкви. Главное ее отличие от ранее существовавшей: пространство стало просторным, не загроможденным, размеры помещений увеличились, а их планировка и последовательность позволяли успешно справляться с человеческим потоком. Вдоль паломнической дороги выросло огромное количество соборов, гостиниц, кафе, закусочных, медицинских пунктов.

Символика
Отличительным знаком пилигримов, вступивших на Путь святого Иакова, стала ракушка морского гребешка. Ее вешали на шею как амулет или нашивали на одежду.

Изображения ракушки украшают здания вдоль всего маршрута. Кроме того, паломники к святому Иакову обычно носят коричневый балахон с капюшоном и войлочную шляпу. Непременной их принадлежностью стал также длинный посох с сосудом из тыквы для воды.

Совершать паломничество принято пешком, в крайнем случае на велосипеде. Попадая в город на площадь Обрадорио, где стоит Собор святого Иакова, многие становятся на колени и на коленях подползают к собору, чтобы прикоснуться к гробнице.

Почитание
При освоении Нового Света испанские мореходы пронесли славу святого апостола через океан. Именем Сантьяго названы города на Кубе (Сантьяго-де-Куба), в соседней островной Доминиканской Республике, в центре Панамы, на севере Аргентины (Сантьяго-дель-Эстро). В честь апостола Иакова названа столица Чили – Сантьяго-де-Чили.

Конечно же, главным местом почитания апостола Иакова Зеведеева стал собор его имени в испанском городе Сантьяго-де-Компостела. Собор – главное строение города. Он виден из любого квартала, на него ориентированы все старые улицы. Строительство началось в 1075 г., но современный узнаваемый облик он приобрел лишь в XVIII в., когда был создан роскошный барочный фасад с двумя башнями и установленной в центре статуей святого Иакова.

Внутри собор прост и аскетичен – ничто не должно отвлекать молящегося от главного – гробницы апостола Иакова, которая находится в подземелье под алтарем. Серебряная рака с мощами стоит в зарешеченной нише. Подсветка выделяет восьмиконечную путеводную звезду. Когда в храме нет богослужений, сюда можно свободно спуститься и поклониться мощам апостола или же подняться на несколько ступеней, зайти за алтарь и прикоснуться к серебряной мантии статуи святого Иакова (XIII в.).

Перед алтарем висит огромное – самое большое в мире – шарообразное кадило, которое во время службы раскачивают несколько человек. Во время богослужений главный вход в храм закрывают.

На месте мученичества апостола Иакова в Иерусалиме, на месте его казни, была построена церковь Святого Иакова (Сен-Джеймс), расположенная на территории Армянского квартала Старого города. Церковь возведена в XII в. на руинах византийского храма VI в. В западной ее части есть дверь в маленькую комнату – святая святых – там захоронена голова апостола Иакова. Круг на полу капеллы отмечает место, куда пала голова апостола.

В России единственным храмом, освященным во имя апостола Иакова Зеведеева, стала церковь Иакова Зеведеева в Казенной слободе Москвы, в Яковоапостольском переулке. Деревянный храм на этом месте известен с 1625 г. Нынешнее здание построено в 1676 г. В храме имеется частица мощей апостола Иакова, переданная из Испании. Есть чтимая икона апостола.

Апостол Иа ́ ков Зеведеев , брат ап . Иоа ́ нна Богослова

Дни памяти

13 июля – Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов

Житие апостола Иакова Зеведеева, брата Иоанна Богослова

Брат апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва († ок. 98–117 гг.; па­мять 26 сен­тяб­ря/9 ок­тяб­ря), свя­щен­но­му­че­ник. Был при­зван на про­по­ведь Еван­ге­лия Са­мим Гос­по­дом из про­стых ры­ба­ков вме­сте с бра­том (Мф.4,21; Мк.1,19-20). Свя­тым апо­сто­лам Иа­ко­ву, Иоан­ну и Пет­ру Гос­подь пре­иму­ще­ствен­но от­кры­вал Бо­же­ствен­ные тай­ны: при вос­кре­ше­нии до­че­ри Иа­и­ра (Мк.5,37-42; Лк.8,51-55), на Фа­вор­ской го­ре (Мф.17,1-9; Мк.9,2-9; Лк.9,28-36) и в Геф­си­ман­ском са­ду (Мф.26,37-46; Мк.14,32-42; Лк.22,39-45).

По­сле со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха св. апо­стол Иа­ков про­по­ве­до­вал в Ис­па­нии и дру­гих стра­нах ми­ра. За­тем воз­вра­тил­ся в Иеру­са­лим, где от­кры­то учил об Иису­се Хри­сте, что Он ис­тин­ный Мес­сия, Спа­си­тель ми­ра, об­ли­чал фа­ри­се­ев и книж­ни­ков в же­сто­ко­сер­дии и неве­рии. Иудеи бы­ли не в со­сто­я­нии про­ти­во­сто­ять апо­столь­ско­му сло­ву и за день­ги на­ня­ли фило­со­фа-волх­ва Гер­мо­ге­на, чтобы тот всту­пил в дис­пут с апо­сто­лом и опро­верг его до­во­ды о Хри­сте как о при­шед­шем на зем­лю обе­то­ван­ном Мес­сии. Волхв по­слал ко свя­то­му апо­сто­лу сво­е­го уче­ни­ка Фили­та, но тот уве­ро­вал в Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Вско­ре и сам Гер­мо­ген убе­дил­ся в си­ле Бо­жи­ей, сжег свои вол­шеб­ные кни­ги, при­нял свя­тое Кре­ще­ние и сде­лал­ся ис­тин­ным по­сле­до­ва­те­лем Хри­сто­вым.

То­гда иудеи убе­ди­ли ца­ря Иро­да Агрип­пу (40–44 гг.) схва­тить апо­сто­ла Иа­ко­ва и осу­дить его на смерть. Свя­той Иа­ков, спо­кой­но вы­слу­шав смерт­ный при­го­вор, про­дол­жал сви­де­тель­ство­вать о Хри­сте. Один из до­нос­чи­ков на апо­сто­ла по име­ни Иосия был по­ра­жен му­же­ством св. Иа­ко­ва. Он уве­ро­вал в ис­ти­ну слов о при­ше­ствии Хри­ста Мес­сии. Ко­гда апо­сто­ла по­ве­ли на казнь, Иосия пал к его но­гам, по­ка­ял­ся в сво­ем гре­хе и мо­лил о про­ще­нии. Апо­стол об­нял, по­це­ло­вал его и ска­зал: Мир те­бе и про­ще­ние. Иосия ис­по­ве­дал все­на­род­но ве­ру во Хри­ста и был обез­глав­лен вме­сте со св. Иа­ко­вом в 44 г. в Иеру­са­ли­ме (по дру­гим ис­точ­ни­кам, око­ло 42 г.).

Богослужения

Тропарь апостолу Иакову Зеведееву, брату Иоанна Богослова, глас 3

Апо́столе святы́й Иа́кове,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Перевод: Святой апостол Иаков, моли Милостивого Бога, да подаст душам нашим прощение прегрешений.

Ин тропарь апостолу Иакову Зеведееву, брату Иоанна Богослова, глас 3

Апо́стол Христо́в был еси́ избра́нный/ и Богосло́ву возлю́бленному брат единоро́дный,/ всехва́льне Иа́кове,/ пою́щим тя грехо́в оставле́ние испроси́// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: Ты был избранным Апостолом Христовым и родным братом любимого ученика Христова, Иоанна Богослова (Ин.13:23), испроси прощение грехов прославляющим тебя и душам нашим великую милость.

Кондак апостолу Иакову Зеведееву, брату Иоанна Богослова, глас 2

Глас Боже́ственный слы́шав, призыва́ющ тя,/ любо́вь отца́ презре́л еси́/ и прите́кл еси́ ко Христу́, Иа́кове, с сро́дником твои́м, сла́вне,/ с ни́мже сподо́бился еси́ ви́дети// Госпо́дне Боже́ственное преображе́ние.

Перевод: Голос Бога услышав, призывающий тебя, ты оставил любимого отца своего и пришел ко Христу, Иаков, с родственником твоим, достойный славы, с ним же удостоился видеть Божественное Преображение Господа.

Величание апостолу Иакову Зеведееву, брату Иоанна Богослова

Велича́ем тя́, апо́столе Христо́в Иа́кове, и чти́м боле́зни и труды́ твоя́, и́миже труди́лся еси́ во благове́стии Христо́ве.

Молитва апостолу Иакову Зеведееву, брату Иоанна Богослова

О, вели́кий и возлю́бленный Апо́столе Христо́в Иа́кове! Приими́ на́с, гре́шных, под твое́ си́льное заступле́ние прибега́ющих. Испроси́ у Всеще́драго Человеколю́бца Христа́ Бо́га на́шего, И́же пред очесы́ твои́ми Кро́вь Свою́ за ны́, непотре́бныя рабы́ Своя́, излия́л еси́, да не помяне́т беззако́ний на́ших, но да поми́лует на́с и сотвори́т с на́ми по ми́лости Свое́й: да да́рует на́м здра́вие душе́вное и теле́сное, вся́кое благоде́нствие и изоби́лие, наставля́я на́с обраща́ти о́ная во сла́ву Его́, Творца́, Спаси́теля и Бо́га на́шего, по кончи́не же вре́менныя жи́зни на́шея от немилосе́рдых истяза́телей на возду́шных мыта́рствах да изба́вит на́с, и та́ко да дости́гнем, тобо́ю води́мии и покрыва́емии, Го́рняго о́наго Иерусали́ма. О вели́кий Иа́кове! Сохрани́ вся́ гра́ды и страны́ христиа́нския, хра́м се́й, служа́щих и моля́щихся в не́м, от гла́да, губи́тельства, тру́са и пото́па, огня́ и меча́, наше́ствия иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни; изба́ви на́с от вся́кия беды́ и напа́сти и моли́твами твои́ми отврати́ от на́с пра́ведный гне́в Бо́жий, и Его́ милосе́рдие на́м испроси́, да вку́пе с тобо́ю сподо́бимся прославля́ти в невече́рнем дни́ Пресвято́е И́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Канон святому апостолу Иакову Зеведееву, брату апостола Иоанна Богослова

Ирмо́с: Колесницегони́теля фарао́ня погрузи́ чудотворя́й иногда́ Моисе́йский же́зл, крестообра́зно порази́в и раздели́в мо́ре, Изра́иля же беглеца́, пешехо́дца спасе́, пе́снь Бо́гови воспева́юща.

Припев: Святы́й апо́столе Иа́кове, моли́ Бо́га о на́с.

Твое́ю мре́жею, я́ко лове́ц иску́сен, от прегреше́ний глубины́ возве́д, блаже́нне, ду́шу мою́ просвети́ светолу́чными сия́нии и похвали́ти твою́ досто́йно, о богоявле́нне Иа́кове, па́мять, учениче́, сподо́би.

Преве́чный Отцу́, Собезнача́льный, пресоверше́нный же Бо́г, вопло́щся, яви́ся на земли́ я́ко Челове́к и соде́йственника благода́ти показа́, блаже́нне, и служи́теля тя́ прему́дра, си́лою Его́ укрепля́ема.

Разуме́ твоея́ души́ благоро́дие, тя́ Прове́дец Бо́г, и тве́рдость, учениче́, и непобори́му мы́сль, сла́вне, Свои́м служи́телем лу́чша поста́ви, язы́ком возвеща́юща.

Богоро́дичен: Сове́та Вели́каго, о́тче, А́нгел, от Де́вы Ма́тере я́влься ми́ру, пло́ть прие́мь, я́ко доброде́тельми укра́шена ученика́ тя́ показу́ет и богогла́сника, Иа́кове, словеса́ Его́ вети́йствующа.

Ирмо́с: Утвержде́й в нача́ле небеса́ ра́зумом и зе́млю на вода́х основа́вый, на ка́мени мя́, Христе́, за́поведей Твои́х утверди́, я́ко не́сть свя́т, па́че Тебе́, еди́не Человеколю́бче.

Свы́ше тя́ дыха́ние ну́ждное Уте́шителя разже́гше, му́дра богогла́сника, вети́йствующа я́ве вели́чия показа́ вопло́щшагося Сло́ва, Его́же и самови́дец бы́л еси́.

Тя́, я́коже стрелу́ избра́нну, сло́вом изощре́нну, в сердца́ враго́в вонзи́, растерза́я ду́ши сопроти́вных, прему́дре, и пленя́я, таи́нниче, си́х коры́сти, Иа́кове.

Нескве́рныя твоея́ души́ ти́хость Влады́це узре́ся, и пре́жде зва́ния, блаже́нне, достоприя́тен Ему́ яви́лся еси́, о Иа́кове, и смотре́ния Его́ учени́к бы́л еси́.

Свяще́нным твои́м, му́дре, житие́м и светоно́сным, е́же к Бо́гу сро́дством, всеблаже́нне, украша́емь я́сно, и соо́бщник показа́лся еси́, измла́да бо яви́лся еси́ Сло́ва ссе́льник.

Богоро́дичен: Две́рь яви́ся мы́сленная Восто́ка свы́ше, су́щим на земли́ я́вльшагося, Де́во: Тобо́ю бо к на́м Сло́во прии́де спасти́ все́х от безслове́сия, Пречи́стая.

Улови́в язы́ки апо́стол сла́вный и научи́в концы́ земны́я Тебе́ кла́нятися со Отце́м и Ду́хом, Христе́ Бо́же, того́ ра́ди утверди́ Це́рковь Твою́ и ве́рным низпосли́ благослове́ние Твое́, Еди́не Ми́лостиве и Человеколю́бче.

Богоро́дичен: Прему́дрость и Сло́во в Твое́м чре́ве заче́нши неопа́льно, Ма́ти Бо́жия, ми́ру родила́ еси́ ми́р Содержа́щаго, и во объя́тиях понесла́ еси́ вся́ Нося́щаго, Пита́теля все́х и Творца́ тва́ри. Те́мже молю́ Тя, Всесвята́я Де́во, и ве́рно сла́влю Тя́ изба́витися ми́ от прегреше́ний, и в де́нь Суда́, егда́ предста́ти и́мам пред лице́м Созда́теля моего́, Влады́чице Де́во Чи́стая, Твою́ по́мощь тогда́ пода́ждь ми́: вся́ бо мо́жеши, ели́ка хо́щеши, Всепе́тая.

Ирмо́с: Ты́ моя́ кре́пость, Го́споди, Ты́ моя́ и си́ла, Ты́ мо́й Бо́г, Ты́ мое́ ра́дование, не оста́вль не́дра О́тча, и на́шу нищету́ посети́в. Те́м с проро́ком Авваку́мом зову́ Ти: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.

Пропове́дник Христо́в бы́в, боже́ственный Иа́кове, ты́, зва́н, у́бо ско́ро после́довал еси́, оте́ческую любо́вь презре́в и ве́чная измени́в теку́щими; те́м неизрече́ннаго небе́снаго насле́дия сподо́бился еси́, блаже́нне приснопа́мятне.

О, те́плаго жела́ния твоего́ ко Влады́це Христу́! Ты́ бо Сего́ зело́ возжела́л еси́, сия́нием Того́ просве́щся, я́коже и вообрази́тися, и яви́тися все́м све́т вторы́й, пе́рваго заря́ми озари́вся и сла́вою, всече́стне блаже́нне Иа́кове.

Житие́ че́стно име́л еси́ и пречу́дно, жела́нием бо жела́ние неодержи́мо прие́мь, жела́нии богонача́лия соверше́ннаго блаже́нства дости́гл еси́, богови́дче, со безпло́тными поя́: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.

Всего́ себе́ манове́нию отда́в Влады́чню, учениче́ Богозра́чне, доброде́тельми взя́лся еси́ явле́нно к высоте́ и боже́ственному вои́стинну кра́ю, и отту́ду целе́б ре́ки источа́еши па́мять твою́ ве́рно сла́вящим.

Богоро́дичен: Ты́ ве́рных похвала́ еси́, Безневе́стная, Ты́ Предста́тельница, Ты́ и прибе́жище христиа́н, стена́ и приста́нище, к Сы́ну бо Твоему́ мольбы́ но́сиши, Всенепоро́чная, и спаса́еши от бе́д ве́рою и любо́вию Богоро́дицу Чи́стую Тебе́ зна́ющия.

Ирмо́с: Вску́ю мя́ отри́нул еси́ от лица́ Твоего́, Све́те незаходи́мый, и покры́ла мя́ е́сть чужда́я тма́ окая́ннаго? Но обрати́ мя, и к све́ту за́поведей Твои́х пути́ моя́ напра́ви, молю́ся.

Но́в, я́коже Илия́, ре́вностию разжига́емь, непоко́ршияся пропове́данию твоему́ попали́ти восхоте́л еси́, сла́вне, но возбрани́ тебе́ Хоти́тель милосе́рдия, науча́я кро́тости благода́тней.

Вше́д, доброде́телию коне́чною впери́м любве́ ра́ди лу́чших, престо́л Влады́ки возжела́л еси́, прему́дре, нача́льная держа́ти, не я́ко жела́я сла́вы су́етныя, но зре́ти посреди́ Его́же возжела́л еси́.

Превзы́де уста́вы, Спа́се, Иа́ков челове́чества, во Твою́ бо си́лу, я́ко в ри́зу, обле́кся, исцеле́ния то́чит ре́ки и чуде́с и просвеща́ет ве́рою концы́.

Све́тел тя́ о́блак Сло́ва, облиста́юща сла́вою обоже́на, на Фаво́рстей горе́ осени́, блаже́нне Иа́кове, и гла́с слы́шати Оте́ческий сподо́бился еси́, известву́яй Того́ Сыновство́.

Ирмо́с: Бе́здна грехо́в и прегреше́ний бу́ря мя́ смуща́ет и во глубину́ ну́жднаго ре́ет мя́ отча́яния, но Твою́ кре́пкую ру́ку мне́ простри́, я́ко Петро́ви, о Упра́вителю! и спаси́.

Струи́, я́ко от исто́чника, исцеле́ний непреста́нно излива́я и просвеще́ние уче́ния благоче́стно источа́я, му́дре, ду́ши, благоче́стно любо́вию, Иа́кове, приступа́ющия, просвеща́еши, преблаже́нне.

Сосу́д вместя́щ Влады́ка обре́т тя́, преблаже́нне, Своего́ бога́тнаго и честна́го дая́ния, оби́лует дарова́нии, и́же па́че ума́ та́инств, служи́телю присносу́щныя жи́зни.

Умерщвле́ние на́с ра́ди Влады́ка восхоте́ восприя́ти, ме́ртвых вину́ и́стиннаго воскресе́ния, я́ко му́дра таи́нника, блаже́нне, тя́ взя́т соде́тельника, в нощи́, в не́йже предая́шеся.

Богоро́дичен: Бе́здну щедро́т ро́ждшая, Богоро́дице Де́во, от печа́льных жития́ ду́шу мою́ спаси́ и ра́дости духо́вныя две́ри ми́ отве́рзи, на Тя́ бо еди́ну наде́жду мою́ возложи́х.

Гла́с Боже́ственный слы́шав, призыва́ющ тя́, любо́вь отца́ презре́л еси́ и прите́кл еси́ ко Христу́, Иа́кове, с сро́дником твои́м, сла́вне, с ни́мже сподо́бился еси́ ви́дети Госпо́дне Боже́ственное преображе́ние.

Вку́пе сы́й с бра́том в се́лех небе́сных, и́же свята́я ны́не ага́ряны попира́ющия, нога́ми скве́рными и нечи́стыми ходя́щия, боже́ственными ва́шими моли́твами отжени́те, и мучи́телем умышле́ния отсе́кше, и и́же от ни́х мно́жества ра́ди согреше́ний на́ших держи́мых, ны́не свобожде́ния сподо́бите: я́ко да во еди́но собра́вшеся, ви́дим Госпо́дне Боже́ственное преображе́ние.

Ирмо́с: Бо́жия снисхожде́ния о́гнь устыде́ся в Вавило́не иногда́, сего́ ра́ди о́троцы в пещи́, ра́дованною ного́ю, я́ко во цве́тнице, лику́юще поя́ху: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Ча́шу испи́л еси́, я́коже обеща́лся Влады́це Христу́, креще́нием Сего́ ты́ крести́лся еси́, богоблаже́нне. Ему́же ны́не усе́рдно зове́ши, ра́дуяся: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Заре́ю осия́емь боговиде́ния, яви́лся еси́, Иа́кове. Сего́ ра́ди тя́ венце́м Ца́рствия Благода́тель Христо́с украша́ет, со а́нгелы пою́ща: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Се́ тебе́ испо́лни обеща́ния Великода́вец, к Нему́ возне́сся подо́бием страда́ний Его́, Ему́же предстоя́, ны́не зове́ши, ра́дуяся: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Богоро́дичен: Дво́ицу у́бо естество́м, но не лице́м, Ма́ти, пропове́дуем, из Тебе́ воплоще́ннаго. Его́же пло́тию изобража́ем и покланя́емся зра́ка воображе́нию, Тебе́ ра́ди Бо́гу прими́ршиися, Чи́стая.

Ирмо́с: Седмери́цею пе́щь халде́йский мучи́тель богочести́вым неи́стовно разжже́, си́лою же лу́чшею спасе́ны сия́ ви́дев, Творцу́ и Изба́вителю вопия́ше: о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.

Авраа́мское предложе́ние ты́, богови́дче, стяжа́л еси́, призва́вшему тя́ Христу́ после́дуя, и пресве́тел служи́тель бы́л еси́ Ему́, я́ко Соде́телю и Изба́вителю, поя́: о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.

Крепча́йше яви́ся гро́ма твое́ провозглаше́ние, зако́ннаго о́браза шуме́ние. Христа́ бо возгреме́л еси́ вселе́нней все́й, Бо́га, и Соде́теля, и Изба́вителя, поя́: о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.

Удиви́лся еси́, сла́вне, муче́ния све́тлостию и благоче́стия и́стинным просвеще́нием, я́ко кня́зь апо́стол поста́влен бы́л еси́ по все́й земли́, Соде́телю и Изба́вителю поя́: о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те Христа́ во ве́ки.

Богоро́дичен: Вити́йстии язы́цы Тебе́ воспе́ти не мо́гут, о Богороди́тельнице, Мари́е Богоневе́сто! Бо́га бо родила́ еси́, су́щаго над все́ми, Отрокови́це Чи́стая, Соде́теля и Изба́вителя, Ему́же вопие́м: о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.

Ирмо́с: Ужасе́ся о се́м не́бо, и земли́ удиви́шася концы́, я́ко Бо́г яви́ся челове́ком пло́тски, и чре́во Твое́ бы́сть простра́ннейшее небе́с. Те́м Тя́, Богоро́дицу, а́нгелов и челове́к чинонача́лия велича́ют.

Свя́то преше́д твое́ житие́, святы́х селе́ния дости́гл еси́, иде́же, ра́дуяся, зарю́ зри́ши трисия́нную; ея́же наслажда́яся, прему́дре, испо́лнены весе́лия певцы́ твоя́ и ра́дости, преблаже́нне, покажи́ твои́ми моли́твами, о Иа́кове!

Ви́дети тя́ злоде́и и уби́йцы, я́коже твоего́ Влады́ки пре́жде, не терпя́ще: те́х бо дея́ния укоря́я, твоего́ жития́ предложе́нием обличи́л еси́, убива́ют мече́м подража́теля Христу́, распя́тому пло́тию за челове́ки, о богоглаго́ливе преблаже́нне!

Ору́жием небе́сным томле́н бы́в, ра́нами И́род поги́бе, я́ко Твоя́, Сло́ве, служи́тели и ученики́, и́хже апо́столы наре́кл еси́, убива́ти не дово́лен бы́сть окая́нный. Те́мже тя́, пра́ведному промышле́нию Благода́теля, уди́вльшеся, велича́ем.

Богоро́дичен: Яви́лася еси́, о Де́во, Ма́ти Бо́жия, па́че естества́ ро́ждши пло́тию Бо́га Сло́ва, Его́же Оте́ц отры́гну от се́рдца Своего́, пре́жде все́х ве́к, я́ко Бла́г, Его́же ны́не и теле́с превы́шша разумева́ем, а́ще и в те́ло облече́ся.

Иа́кова воспое́м Зеведе́ова вси́: со Христо́м бо взы́де на го́ру Фаво́рскую, и зри́тель бы́сть Боже́ственнаго преображе́ния, и, соше́д, пропове́даша в четвероконе́чную всю́ с Петро́м и Иоа́нном.

Оцените статью
На новый год
Добавить комментарий