27 января — День памяти жертв Холокоста

Международный день памяти жертв Холокоста

Ежегодно 27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста (International Holocaust Remembrance Day). Резолюция об этом была принята Генеральной Ассамблей Организации Объединенных Наций 1 ноября 2005 года. Инициаторами принятия документа выступили Израиль, Канада, Австралия, Россия, Украина, США, а их соавторами — еще более 90 государств.

Холокост (Holocaust) — от древнегреческого holocaustosis, означающего «всесожжение», «уничтожение огнем», «жертвоприношение». В современной научной литературе и публицистике обозначает политику нацистской Германии, ее союзников и пособников по преследованию и уничтожению шести миллионов евреев в 1933-1945 годах.

Впервые термин был использован будущим лауреатом Нобелевской премии мира писателем Эли Визелем как символ газовых камер и крематориев лагерей уничтожения. После всемирной премьеры в 1978 году одноименного американского многосерийного телевизионного фильма термин «Холокост» активно применяется для названия музеев, мемориалов и образовательных центров. В Израиле и некоторых других странах используется также термин Шоа (Shoax), обозначающий «Катастрофа европейского еврейства».

Дата памятного дня выбрана не случайно. 27 января 1945 года Советская армия освободила крупнейший нацистский лагерь смерти Освенцим, в котором погибло, по разным оценкам, от 1,5 до 4 миллионов человек. Точное количество погибших в Освенциме так и не удалось установить, поскольку многие документы были уничтожены, а сами немцы не вели учет жертв, направляемых в газовые камеры сразу по прибытии. Как свидетельствуют документы Нюрнбергского трибунала, погибло 2,8 миллиона человек, 90% из которых были евреи. Согласно последним оценкам историков катастрофы, общее число погибших в Освенциме составило около 1,5 миллиона человек, из них 85% евреев (1,275 миллиона).

Освенцим, известный также под немецким названием Аушвиц, задумывался как лагерь для политзаключенных-поляков. Первый период функционирования (до середины 1942 года) историки называют «польским», поскольку на этот момент большинство заключенных были жителями Польши. Второй этап в истории лагеря называют «еврейским». Роль Аушвица как центра уничтожения евреев неизмеримо возросла после совещания, состоявшегося 20 января 1942 года в пригороде Берлина на озере Ванзее. Оно было посвящено уничтожению целого народа — «окончательному решению еврейского вопроса». Впоследствии его назовут «Ванзейской конференцией». Ее протокол фигурировал на Нюрнбергском процессе как одно из важнейших доказательств в разделе «Преследование евреев».

В резолюции от 1 ноября 2005 года Генеральная Ассамблея ООН призвала государства-члены разработать просветительские программы, чтобы уроки Холокоста навсегда сохранились в памяти последующих поколений и способствовали предотвращению актов геноцида в будущем.

«Холокост, приведший к истреблению одной трети еврейского народа и несчетного числа представителей других меньшинств, будет всегда служить всем людям предостережением об опасностях, которые таят в себе ненависть, фанатизм, расизм и предрассудки», — говорится в резолюции ГА ООН.

В память о шести миллионах евреев — жертв нацизма воздвигнуты мемориалы и музеи во многих странах мира. Среди них Музей Яд Вашем в Иерусалиме, Центр документации и мемориал в Париже (Франция), Дом-музей Анны Франк в Амстердаме (Нидерланды), Мемориальный Музей Холокоста в Вашингтоне (США), Музей памяти 1,5 миллиона еврейских детей в Хиросиме (Япония), Музей еврейского наследия и Холокоста в Москве.

Для обеспечения исторической истины о событиях Второй мировой войны, решающей роли стран антигитлеровской коалиции в победе над фашизмом, а также сохранения памяти об ужасах Холокоста, с 2005 года проводится серия мероприятий высокого уровня под названием Всемирный форум памяти Холокоста (Международный форум «Жизнь народу моему!»).

Первый Всемирный форум памяти Холокоста прошел 27 января 2005 года в Кракове (Польша) и был посвящен 60-й годовщине освобождения концлагеря Аушвиц-Биркенау. В его работе принял участие президент России Владимир Путин, вице-президент США Ричард Чейни, президент Польши Александр Квасьневский и многие другие, всего более 30 официальных делегаций и глав государств.

Второй Всемирный форум состоялся 27 сентября 2006 года в Киеве в память о 65-й годовщине трагедии Бабьего Яра. В работе этого форума приняло участие более 40 официальных делегаций.

Третий международный форум «Жизнь народу моему!», приуроченный к 65-й годовщине освобождения советскими войсками нацистского концлагеря Аушвиц-Биркенау, состоялся в Кракове 27 января 2010 года.

Четвертый международный форум «Жизнь народу моему!» прошел 26-27 января 2015 года в Праге и Терезине (Чехия) в ознаменование 70-й годовщины освобождения нацистских лагерей смерти.

В Форуме приняли участие более 900 приглашенных, среди которых 30 официальных делегаций и представители парламентов, главы европейских государств, а также мировые знаменитости, эксперты и ученые. Россию представляли заместитель председателя Совета Федерации Ильяс Умаханов и президент мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» Владимир Якунин.

Международный день памяти жертв Холокоста является не только свидетельством уважения к тем, кто выжил и данью памяти жертвам Холокоста, он содержит призыв к действию. Он дает государствам-членам возможность участвовать в дальнейшей борьбе с антисемитизмом и расизмом и разрабатывать образовательные программы, которые позволят предотвратить повторение подобных злодеяний в будущем. Образование играет жизненно важную роль в создании потенциала противодействия таким преступлениям. В частности, оно помогает формировать «культуру предупреждения», избавиться от предрассудков, поощрять мирное сосуществование и права человека и содействовать уважению всех народов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Международный день памяти жертв Холокоста

Трагедия множества — не трагедия цифр

Что такое трагедия множества? Это трагедия, выраженная цифрами. Но можем ли мы и наши ученики проникнуться чувством сопричастности, ужаса, трагедии, смотря на цифры на экране? Можем ли мы почувствовать ужас, смотря на фотографии, на которых неизвестные нам люди падают в вырытый ими же ров? Ужас — да. Но не понимание трагедии, свершившейся на этой земле менее 85 лет назад.

Но вот из этой толпы на нас смотрит лицо. Кто он, кто она? Кто эти люди, которых через мгновение не станет? Погибших в поездах, в гетто, в газовых камерах, на расстрельных полигонах. Как только мы спросим себя кто он?, задумаемся, чем он жил, кем он был, как только лента жизни человека возникнет перед нами, ужас от фотографий и бездушных цифр превратится в рассказ о живом человеке. О человеке, который был и перестал быть живым. И тогда трагедия множества станет трагедией множества историй.

Люди старшего поколения еще могут искренне проникнуться трагедией миллионов. Не было семьи, которой не коснулась война, сталинские репрессии, которая не понесла утраты. Но если война объясняется детям в понятных им, пусть и упрощенных, смыслах: хорошие против плохих, то как объяснить школьникам Холокост? Как объяснить истребление одного народа — другим? Как объяснить истребление своего народа — своим?

Нет однозначного ответа. Убедить в чем-то детей нельзя. Чем больше убеждение, подкрепленное правильными и громкими словами, чем больше давление цифр, тем меньше понимания в глазах учеников.

Международный день памяти жертв Холокоста — 27 января

В этот день мы предлагаем вам рассказать школьникам об этом явлении без страшных слов и действительно ужасающих, но абстрактных историй. День памяти жертв Холокоста должен быть посвящен самим жертвам. Ощущение же абсолютной обыденности происходящего с 1933 года в Германии для ее жителей и так является самой ужасной составляющей Холокоста, с которой стоит начать.

Наиболее распространенный термин, обозначающий преследование и уничтожение 6 000 000 евреев нацистами и их пособниками после прихода к власти в Германии Гитлера и до окончания Второй Мировой войны в Европе (1933-1945 гг.)

Предыстория. Начало преследования евреев

В конце XIX века в среде пангерманистов (культурное и политическое движение, в основе которого лежит идея политического единства германской нации на основе этнической, культурной и языковой идентичности) появились и получили развитие идеи расового антисемитизма. В этой концепции евреи рассматривались как носители неких ущербных и неотъемлемых с биологической точки зрения признаков. Любой еврей по этой причине был назван угрозой для самого существования германской нации. Национал-социалисты Германии во главе с Гитлером сделали антисемитизм одной из основ своей новой идеологии.

Нацистская расовая политика — политика расовой дискриминации и ксенофобии в нацистской Германии, которая подразумевала необходимость разделять людей на представителей высшей расы и низших рас и необходимость соответствующего отбора.

Датой начала массовых преследований можно назвать бойкот еврейских товаров и магазинов 1 апреля 1933 года.

15 сентября 1935 года вышли два Нюрнбергских закона — Закон о гражданине Рейха и Закон об охране германской крови и германской чести, согласно которым гражданином Рейха мог быть только обладающий германской или родственной ей кровью и своим поведением доказывал желание и способность преданно служить германскому народу и рейху человек. Таким образом, фактически лишались гражданства в первую очередь цыгане и евреи.

Ночь с 9 на 10 ноября 1938 года вошла в историю как Хрустальная ночь. Массовая антиеврейская истерия в Германии привела к погромам, разрушению магазинов и жилищ евреев. Поводом стало убийство советника германского посольства во Франции Эрнста фом Рата в Париже польским евреем Гершелем Гриншпаном, семью которого насильственно депортировали в нечеловеческих условиях в Польшу. Это убийство стало лишь предлогом для нацистов, чтобы под якобы справедливым девизом месть за убийство фом Рата начать массовые погромы еврейских общин.

Стоит отметить, что ответственность за геноцид евреев лежит не только на нацистах. Нацисты стремились выдворить евреев из страны, но тем просто некуда было ехать — мир разделился на места, где они могли жить и места, куда въезд им был запрещен. В июле 1938 года Франклин Рузвельт, президент США, созвал Международную конференцию по беженцам, которая закончилась полным провалом: кроме Доминиканской республики ни одна страна не предоставила убежище беженцам. А Великобритания еще и ввела ограничение на въезд в подконтрольную ей Палестину. Всего с 1933 по 1939 год с территорий, подвластных нацистскому режиму, уехало 330 тысяч евреев, из них треть в соседние страны, где они подверглись преследованиям уже во время Второй мировой войны.

Мое изгнание из страны ни к чему не приведет. В моей сегодняшней ситуации я никуда не могу вернуться, никакая страна меня не впустит. И эти два отреза, которые я продал, не могут быть поводом для таких мер. Полиция отобрала мой современный немецкий паспорт, но не выдала временного заграничного, поэтому я никуда не могу эмигрировать,

— воспоминания Лейреза Видавского, чехословацкого еврея. Цит. по: Макарова Е. 3000 судеб. Депортация евреев из терезинского гетто в Ригу, 1942 // Рига, Латвия. 2004. С. 18

В начале 1939 года Герман Геринг получил от Гитлера приказ реализовать 4-летний план по выселению евреев из Германии. Но с началом военных действий в сентябре 1949 г. количество евреев на территориях, подконтрольных Гитлеру, не только не сократилось, но и увеличилось. Нацисты захватили Польшу и Прибалтику, Белоруссию и Украину — регионы массового и компактного проживания евреев.

Евреи разгружают вещи по прибытии в Терезинское гетто.

Изоляция евреев

Холокост представляется нам всем как из ряда вон выходящее зло, накрывшее Европу. Но важно понять, что это зло не было ни стихийным, ни случайным. Перед судом истории тщательно разработанная машина по обработке человеческого сырья. Понадобились годы работы, поддержка общественности и ученых, чтобы машина Холокоста заработала. Для того, чтобы уничтожение евреев было возможным, причем, с наименьшими затратами, необходимо было парализовать целый пласт населения. Лишить его имущества, материальных благ, прав, воли, гражданства.

Люди, вовлеченные в работу этого механизма, также прошли свой долгий путь деформации. Их ненависть к людям, которых надлежало истребить, взращивалась годами. Современным школьникам важно дать понять, что участвующие в этой системе не воспринимали евреев как людей, но исключительно как материал — дефективную материю, кровопийц — именно так нация изображалась на антисемитских карикатурах. Кто же пожалеет комара, если государство превратит в него человека?

Предметы, изъятые нацистами у евреев Риги в 1939 году.

Помимо законодательно закрепленного статуса неграждан, все евреи подлежали регистрации и должны были носить на себе латы — отличительные знаки в виде шестиконечной звезды.

Создавались места принудительного содержания евреев — гетто, лагеря смерти и концентрационные лагеря, преследующие цели:

Получение властью поддержи остального населения;

Предотвращение любого потенциального сопротивления;

Облегчение предстоящей ликвидации евреев;

Использование бесплатной рабочей силы

Агрегат по обработке человеческого сырья. Волосами можно набить подушки, с зубов снять золотые коронки, перелить в обручальные кольца, из подкожного жира варить мыло. Человек не поступал в обработку голым — на нем была одежда и обувь. Снятые с себя вещи нужно было положить в ящики, они предназначались для последующей сортировки. , — Цит. по: Макарова Е. 3000 судеб. Депортация евреев из терезинского гетто в Ригу, 1942 // Рига, Латвия. 2004. С. 11.

Истории жизни. Проектная деятельность к Международному дню памяти жертв Холокоста

В гетто у людей еще были имена, в лагерях — только номера. От человека оставалось ничтожно мало. Лишенные семьи, лишенные домов и даже права зваться человеком, люди переставали быть и начинали существовать.

Логично предложить ученикам самостоятельно найти в сети информацию о тех, кто погиб в лагерях и тех, кто сумел выжить. Пусть эти истории не станут официальными докладами или набором фактов, тревожащих душу. Пусть школьники рассказывают об этих евреях как о людях, живших на соседней улице. Кто-то владел аптекой, кто-то учил детей играть на скрипке, кто-то только начал свою карьеру адвоката. Просто люди. Которые в какой-то момент перестали ими быть для власти.

Международный день памяти жертв Холокоста

Вторая мировая война, в которой принимала участие большая часть европейских государств, стала периодом жестокого геноцида еврейского народа. По общеизвестным данным, Холокост пережило такое же количество евреев, как и погибло. Только в бывшем СССР в годы войны было уничтожено более полутора миллионов человек этой национальности. Этому трагическому явлению посвящен всемирный памятный день.

Когда проходит

Международный день памяти жертв Холокоста отмечается 27 января. Он был установлен 1 ноября 2005 г. резолюцией № 60/7 Генеральной Ассамблеи ООН. В 2021 году дату справляют 16-й раз.

В некоторых странах есть свои дни почтения памяти пострадавших в период Холокоста, связанные с конкретными событиями:

  • Израиль – 27 нисана (еврейский календарь);
  • Латвия – 4 июля;
  • Венгрия – 16 апреля;
  • Румыния – 9 октября.

Кто празднует

27 января жители всей планеты вспоминают о мучениках Холокоста: почитают оставшихся в живых и скорбят по погибшим.

История и традиции праздника

Дата Международного дня памяти жертв Холокоста имеет символическое значение. Она приурочена ко дню освобождения узников нацистского концлагеря в Освенциме советскими войсками. Данное событие произошло 27 января 1945 года.

Само слово холокост взято из древнегреческого языка и в переводе на русский означает всесожжение, уничтожение огнем. В современном мире оно используется в контексте жестокой политики нацистов, направленной на уничтожение еврейского народа.

С каждым годом участников ужасных событий становится все меньше, но воспоминания о них продолжают оставаться в сердцах многих людей. Это не просто памятная дата, но и международный протест любым проявлениям антисемизма и геноцида.

В мире возведено множество памятников и организована работа музеев в честь памяти более 6 млн. евреев, ставших жертвами нацистов.

В этот день проходят международные конференции, всемирные тематические форумы под девизом Жизнь народу моему. Главной целью таких заседаний и сопутствующих мероприятий является формирование соответствующей культуры предупреждения подобных событий в будущем, борьба с предрассудками и воспитание толерантности к традициям и культуре других народов. Человечеству стоит научиться извлекать уроки из прошлого. Начинать нужно, как известно, с самих себя.

Оцените статью
На новый год
Добавить комментарий